Федеральную палату адвокатов РФ представляли и. о. президента Геннадий Шаров, первый вице-президент Евгений Семеняко, вице-президенты Генри Резник, Светлана Володина, Алексей Галоганов, статс-секретарь Константин Добрынин, советники Михаил Толчеев, Василий Раудин, Игорь Пастухов, а также заместитель председателя Научно-консультативного совета Валерий Лазарев.
Слушания открыл председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, который отметил, что адвокатура должна развиваться, для чего требуется периодически править законодательные акты. Изменение закона, по его словам, позитивно скажется на общем состоянии адвокатской практики, повысит уровень профессиональной ответственности адвокатов перед гражданами. Он напомнил, что обсуждаемый законопроект 10 января принят в первом чтении, и предложил высказаться по тем ключевым вопросам, которые вызвали наибольшие разногласия в юридическом сообществе.
Исполняющий обязанности президента ФПА РФ Геннадий Шаров напомнил, что по закону только ФПА РФ вправе представлять адвокатуру в федеральных органах власти. Вместе с тем официальный отзыв Совета ФПА РФ на данный законопроект был составлен с учетом мнения более 40 региональных палат, которые представили свои отзывы, в подавляющем большинстве – положительные, с учетом некоторых замечаний к отдельным предложениям. Эти замечания нашли отражение в позиции Совета ФПА РФ, который поддержал законопроект в целом, однако высказал замечания относительно положений, касающихся перехода адвоката из одной палаты в другую, передачи дисциплинарного дела в палату, членом которой адвокат не является, и ограничения сроков приостановления статуса адвоката.
Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак сообщил, что Правительство РФ также концептуально поддержало законопроект, но высказало свои замечания, которые в ближайшее время будут оформлены в качестве поправок и переданы в Государственную Думу.
Так, например, вместо того, чтобы ограничивать право начинающего адвоката на переход в другую палату, Правительство предлагает ввести автоматизированную систему аттестации, предполагающую единый стандарт проверки знаний претендентов на приобретение адвокатского статуса, вне зависимости от региона. Вместо передачи дисциплинарного дела в иную палату следует предусмотреть процедуру внутренней апелляции по любым делам о прекращении статуса.
С избранием президента палаты на третий срок в Правительстве готовы согласиться при условии, что будет возможно выдвижение других кандидатур. Альтернативными предлагается сделать и выборы в совет палаты, при этом кандидатов сможет выдвигать не только президент.
Кроме того, предлагается запретить совмещение должностей в совете и квалификационной комиссии, вывести президента из состава квалификационной комиссии, исключить заключение трудового договора со стажером, расширить перечень судов и правоохранительных органов, куда допускается проход по адвокатским удостоверениям.
Наконец, Правительство хотело бы обязать адвокатские палаты размещать на своих официальных сайтах информацию о своей деятельности, в том числе все решения совета АП.
От имени Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству выступил депутат Олег Быков. Он сообщил, что комитет также поддерживает законопроект с рядом замечаний, перекликающихся с предложениями Правительства (в частности, о введении единого экзамена, об избрании президента палаты собранием, конференцией или съездом из ряда альтернативных кандидатов).
Дальнейшее обсуждение показало, что практически все эксперты одобряют предложение ввести так называемый гонорар успеха – условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Вслед за Денисом Новаком эту новацию поддержали и представители адвокатуры, а Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх лишь предложила уточнить имеющуюся формулировку, «привязав возможность заключения таких соглашений к имущественным спорам».
Высказывались различные позиции по следующим положениям проекта.
– Условия изменения членства в региональной адвокатской палате (при наличии определенного адвокатского стажа и решения совета палаты, согласованного с ФПА РФ) некоторые из выступавших называли недопустимыми и ограничивающими выбор места жительства, но многие признавали, что они необходимы, для того чтобы исключить коррупционные факторы. Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина предположила, что «экзамен надо сдавать именно там, где адвокат будет работать», а первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко привел примеры, когда «миграция» происходит в обход закона. Заместитель председателя НКС ФПА РФ Валерий Лазарев в свою очередь обосновал, почему ограничение «миграции» не противоречит Конституции.
– Возможность президента ФПА РФ истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта РФ оспаривал только президент АП Удмуртской Республики Дмитрий Талантов, тогда как президент АП Воронежской области Олег Баулин назвал «феодализмом» отсутствие у ФПА РФ возможности влиять на решение палаты о лишении адвоката статуса.
– Замену системы ротации органов адвокатской палаты демократическими выборами поддержал президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, тогда как вице-президент ФПА РФ Генри Резник назвал ротацию «оптимальным механизмом обеспечения деятельности органов адвокатского самоуправления». В то же время он полагает, что избрание президента палаты на третий срок недопустимо в принципе, а большинство выступавших уверены, что ограничивать число сроков вообще не нужно, однако избирать президента на конференции (собрании, съезде) можно на любой срок, не только на третий. Светлана Володина сообщила, что при действующей норме в настоящее время более половины президентов региональных палат избраны на первый или второй сроки. «Это и есть корпоративная демократия», – резюмировал Евгений Семеняко.
– Обеспечить взаимодействие государства и адвокатуры, усилив при этом контроль за адвокатурой, предложил от фракции КПРФ заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков. В ответ Евгений Семеняко и другие участники дискуссии выступили за эффективный внутрикорпоративный контроль, а Валерий Лазарев пояснил, что в последние годы «законодатель идет по пути предоставления сообществу максимума прав».
Подводя итоги, Павел Крашенинников заявил, что относительно «гонорара успеха» все уже ясно, но по вопросам осуществления адвокатской деятельности и формирования органов адвокатского самоуправления обсуждение будет продолжено.
«Мы не ставим точку, ждем замечаний Правительства, в марте обсудим поправки на заседании комитета. Мы должны кропотливо относиться к каждой поправке и учитывать мнение корпорации», – резюмировал председательствующий.
Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак сообщил пресс-службе ФПА РФ, что предложения Правительства РФ должны быть внесены в Государственную Думу до конца февраля. Если они будут приняты, то, по его мнению, система единого экзамена может быть разработана и введена в течение одного года, что позволит исключить негативные факторы, связанные с «миграцией» адвокатов, о которой шла речь в ходе парламентских чтений.